Душа человека через красоту и гармонию начертания букв стремится к деятельности, «в которой крепнет воля, стремление к свободе, умение пользоваться ею и необходимая для этого сила характера» (К.Д. Ушинский).
Историческая каллиграфия - это одновременно искусство и путешествие в прошлое. В современном мире письмо заменяется компьютерным набором текста, человек просто выбирает необходимый шрифт, размер, формат текста.
И трудно представить, что когда-то было иначе: существовало на Руси две древних славянских азбуки - глаголица и кириллица. На глаголице пушкинская строка «Я помню чудное мгновение....» будет выглядеть так:
Глаголица в древней Руси использовалась очень мало - встречаются лишь единичные надписи. Уже в начале XXI века в новгородском Софийском соборе были обнаружены «граффити» на смеси глаголицы и кириллицы, относящиеся к XI веку. Иногда глаголицу использовали на Руси как тайнопись, уже в те времена она была мало кому известна.
Догадайся, что здесь написано на глаголице, если сейчас время любимого всеми праздника:
На кириллице это будет написано так
СЪ РОЖДЕСТВОМЪ ХРИСТОВЫМЪ !
Исторической каллиграфией занимаются ученики Воскресной школы при храме иконы Божией Матери «Взыскание погибших» г. Архангельска с преподавателем Татьяной Валерьевной Васильевой.
- Как Вы увлекли детей исторической каллиграфией?
- Традиционно на занятиях с ребятами мы изучаем Закон Божий, жития святых, основы Литургики, но в этом году по инициативе родителей маленьких учеников обратились к истории азбуки, начинание благословил о. Александр Шаповал. Мне самой очень нравится заниматься письмом, каллиграфией.
- С чего Вы начали?
- Рассказала об истории нашей азбуки, познакомила детей с глаголицей, кириллицей, подробно остановились на житии святых Кирилла и Мефодия.
- Но письмо - это усердное и прилежное занятие. Неужели это интересно современным детям?
- Вот тут у меня есть маленький секрет. Каждое практическое занятие каллиграфией начинается с разминки, которая помогает настроиться на непростой, но очень интересный труд.
- А какие инструменты Вы используете при письме?
- Это зависит от возраста учеников. Те, кто постарше, сразу приступают к работе плоскими перьями. Сейчас они осваивают уставное письмо. Ребята дошкольного и младшего школьного возраста сначала работали карандашами и аквабра-шем. Мы с ними занимались каллиграфическим рисованием. Это укрепляет руку. Приступаем к написанию букв уставного письма при помощи брашпена. За образец мы берем буквы уставного письма из древнейшей рукописной книги Киевской Руси, середины XI века, Остромирова Евангелия.
- Как все серьезно!!! Удивительно, что это вызывает интерес у ребят разного возраста.
- Да, занятия детям очень нравятся. Они воображают себя древними писцами, которые от руки создавали творения, дошедшие до нас через века. А свой интерес объясняют тем, что такие занятия помогают им лучше понимать молитвы и по-детски мечтают составить и написать свою молитву.
Вы знаете, удивительно наблюдать, как ребята не хотят уходить с занятий, как малыши с восторгом смотрят на старших, которые пишут пером.