Интервью с основателем «Поморских игр» Константином Николаевичем Казацким
Два раза в год в Архангельске на стадионе «Труд» проводятся зимние и осенние Поморские игры. Спортивный праздник является семейным. Игры, конкурсы, встречи, знакомства, общение, горячий чай и сувениры на память! Можно прийти с семьёй, с друзьями и всем приходом. Вход свободный.
Организаторы Поморских игр — Православный просветительский центр святых Кирилла и Мефодия (г. Северодвинск), Центр развития спорта «Норд Арена», отдел образования и молодёжный отдел Архангельской епархии, Епархиальная воскресная школа г. Архангельска.
В одно солнечное, теплое майское утро, какие в Архангельске бывают не так часто, я поехала в Северодвинск, чтобы взять интервью у основателя «Поморских игр» Константина Николаевича Казацкого, сотрудника Северодвинского православного просветительского центра святых Кирилла и Мефодия. Путь был неблизкий, но он стоил того: собеседник оказался очень интересным человеком, к тому же приятным в общении, улыбчивым. Он с неподдельной любовью рассказал мне о своем «детище». Константин Николаевич — заслуженный учитель России. Северодвинский педагог является победителем четырех всероссийских профессиональных конкурсов, участником пяти международных и семи всероссийских научно-практических конференций, на которых он выступал по тематике «Поморские игры». Стаж педагогической деятельности — 36 лет, из них 23 года — работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья (заболевания опорно-двигательного аппарата).
— Константин Николаевич, кем вы работали до того, как стали организовывать «Поморские игры»?
— Я начинал работать тренером по плаванию, но через некоторое время бассейн закрыли на ремонт, на год. На период ремонта меня пригласили перейти работать учителем физкультуры в интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья. И так случилось, что вместо одного года я проработал там двадцать три. В начале новой деятельности столкнулся с проблемой обучения этих особенных детей. Ведь это были ребята с множественными болезнями, к ним нужен был индивидуальный подход. Учебной программы как таковой не было, только рекомендации к обучению таких детей. С воспитанниками стали видоизменять и переделывать классические, традиционные подвижные игры, так как во многие игры учащиеся не могли играть по причине заболеваний. Стали придумывать приемлемые, адаптированные игры. Например, в то время по телевидению шел популярный бразильский сериал «Рабыня Изаура», и мы этот фильм взяли за основу многих новых игр: с увлекательными сюжетами, с бегом по «джунглям» под фонограммы захватывающей музыки — румбы и самбы, с криками обезьян, попугаев и фламинго. Стали не только видоизменять и переделывать классические подвижные игры, но и придумывать новые. Например, вместо обычной игры «Салки» играли в «Бразильские салки».
Так как многие ребята были из сельской местности и в учебное время жили в школе-интернате, то чаще всего на занятиях придумывались театральные игровые зарисовки из деревенской жизни. Учащиеся под моим руководством и самостоятельно стали сочинять сценарии игр. Почти все игры дополнялись музыкальными фонограммами. Появился реквизит для театрализованных игр, красочные костюмы, маски сказочных персонажей. На занятиях присутствовала атмосфера совместного творчества. Воспитанники фонтанировали идеями. Простор для творческой импровизации! Ребята были очень довольны и стали ходить на уроки, «как за пряниками». Постоянно обдумывались интересные идеи, изобреталось что-то новое. В такой атмосфере учащиеся проявляли творческую активность, реализовывали свой потенциал, развивали способности.
Большое внимание уделялось развитию мелкой моторики. Ведь, как говорил Иммануил Кант, «рука — это вышедший наружу головной мозг». Ставились сценки в ручном театре теней. Девчонки умели из разноцветных ленточек делать красивые цветы. Воспитанники учились завязывать морские узлы и даже галстуки. Многие ребята завязывали галстуки шестью различными способами. На выполнение заданий обучающихся надо было мотивировать, поэтому я просил их представить, будто они оказались в чужом городе без родных и знакомых, и без денег. Как быть? Предложил прийти к большому универмагу, найти веревочку или шнур длиной 70 см. А лучше — попросить (вежливо) в торговом отделе бракованный или уцененный галстук. Написать крупно на картонке «УЧУ ЗАВЯЗЫВАТЬ ГАЛСТУК (6 способов) ЗА 1 РУБЛЬ». И ждать клиентуру. Из многих проходящих мимо людей кто-то точно заинтересуется. Процесс обучения пойдет! Затем, когда желающих станет больше, можно будет и нолик пририсовать к рублю на картонке. Вот так заработаете на обед и на ужин! Не пропадете, голодными не останетесь! А для этого на уроках следует учиться мастерству завязывания галстуков, развивать мелкую моторику рук.
Педагогическая деятельность в школе для особенных детей была творческой лабораторией «Поморских игр».
— В школе, особенно в начальных классах, у многих учеников есть проблема с запоминанием имени и отчества учителей. Как вы решили для себя эту проблему?
— Дети всегда сразу запоминали, как меня зовут. Когда они приходили в первый раз на урок в школу или на занятие в бассейн, я всегда им говорил: «Здравствуйте, меня зовут Константин Николаевич. Запомните первые три буквы моего имени и отчества — Кон и Ник, сложите эти шесть букв, получается КонНик». И ведь запоминали!
Даже будучи взрослыми людьми помнили меня именно так. Припомню один случай. Идет по улице красивая женщина лет тридцати пяти. Вижу, что она меня узнала. На губах движение «…Кон… Ник!», лицо озаряет улыбка. Она радостно приветствует меня: «Константин Николаевич, здравствуйте!»
— Как пришла идея организовать «Поморские игры»?
— В Архангельске открылся областной клуб инвалидов, там работали молодые специалисты. Опыта никакого у них не было, а им необходимо было регулярно устраивать спортивные мероприятия для особенных детей. Молодые специалисты обратились ко мне, я составил программу и назвал ее «Поморские веселые старты». По этой программе неоднократно проводились городские и областные спортивные праздники, а название трансформировалось в «Поморские игры».
Мне посчастливилось выиграть четыре финала всероссийских профессиональных конкурсов, на которых нарабатывался опыт проведения спортивных праздников. Наблюдал, анализировал уроки, занятия лучших специалистов страны. Это была отличная школа профессионального мастерства.
— С какими сложностями вы сталкиваетесь при организации «Поморских игр»?
— Необходимо, чтобы в мероприятии все идеально совпало: продуманный сценарий, тщательно разработанные самобытные конкурсы, музыкальное и художественное оформление, подготовленная команда помощников. На самом деле все не так легко, как кажется со стороны. Как гласит пословица: «Сделай раз сто — тогда и будет всё просто!». Если горишь своим делом, то трудности преодолевать намного проще.
Вот взять, например, музыкальное оформление. В самом начале подготовки «Поморских игр» столкнулся с тем, что потребовалось обязательно музыкально озвучивать мероприятие. «Успех любого спектакля на пятьдесят процентов зависит от звукового освещения», — так меня учил Валентин Григорьевич Белов, заведующий музыкальной частью Северодвинского драматического театра. Валентин Григорьевич — большой профессионал своего дела.
У него днем и вечером репетиции, спектакли, поэтому мы с ним в театре поздними вечерами и ночами записывали игровые музыкальные программы. Музыкальные фонограммы записывались на тонкую магнитофонную пленку. Требовалось записать музыкальный материал точно по времени, согласно программе проводимого мероприятия, конкурсного урока. Вот и необходимо было точно отрезать, а затем склеить записанную пленку. Приходилось много раз переписывать, прослушивать фонограммы, монтировать пленку, чтобы добиться качества на пять с плюсом. И это только одна из составляющих подготовки игровой программы. Много времени и сил уходит на создание новых программ, особенно на разработку самобытных конкурсов. Не буду перечислять все проблемы этого весьма архиважного дела, оно очень (и очень!) непростое и требует немалой изобретательности и приложения сил.
Неоценимую помощь и поддержку в осуществлении проекта «Поморские игры» оказывает священник Дмитрий Аполлинариев — заместитель директора православного просветительского центра святых Кирилла и Мефодия, он и пригласил меня работать в организацию. В православном центре создан отряд волонтеров. Молодые люди задействованы на всех стадиях разработки и реализации нашего проекта. Активную помощь в подготовке и проведении спортивных праздников оказывают молодёжный отдел Архангельской епархии, директор епархиальной воскресной школы священник Адам Айдамиров.
Для успешного проведения мероприятия необходимы большая подготовка и четкая организация, сплоченная команда единомышленников, ведь во многих проводимых спортивных праздниках одновременно участвует 200—300 человек. Эффективная и согласованная командная работа — ключевой вопрос в наших программах. Настоящий праздник получается только тогда, когда удается создать особую позитивную атмосферу — неповторимое, наполненное эмоциями пространство. Ведь здорово же так вот собираться, разве нет?
— У вас были какие-нибудь интересные случаи?
— Да, при проведении «Поморских игр» случалось всякое. Меня пригласили в Адлер на всероссийский спортивный фестиваль для людей с ограниченными возможностями здоровья. В центре города на стадионе проводились «Веселые старты» на основе «Поморских игр».
Звуковое освещение праздника было на весь микрорайон. Кроме участников фестиваля (200 человек) присутствовало много жителей и гостей города. Все в восторге, аплодируют, смеются. И был в программе спортивного праздника конкурс по перетягиванию баранов (больших мягких игрушек на колесах) с помощью шнура. Смешные и забавные животные были изготовлены качественно: прикольные кудряшки, веселенькие рожки, копытца! После проведения мероприятия подходят ко мне два армянина и говорят: «Дорогой, продай нам баранов, у нас кафе, для интерьера нужно, проси любые деньги». Ответил: «Друзья не продаются!» За эти мои слова и за проведённый праздник на следующий день был угощён вкуснейшим шашлыком в кавказском кафе.
В Северодвинске проводились всероссийские «Поморские игры», в которых участвовали команды из пяти городов. Там был конкурс «Рыбалка», я — «рыбак», проводящий конкурс. Бегу в гримёрку, надеваю костюм рыбака и тут обнаруживаю, что рыбацких сапог нет нигде! А мне уже обратно на игровую площадку идти надо. Брюки подкатал и босиком побежал. Конкурс прошел на ура. После захожу в гримерку, смотрю, а сапоги за дверью стоят, их туда кто-то случайно убрал!
Все, кто бывал на наших мероприятиях, видели веселую собаку Улыбаку, ростовую куклу. С ее покупкой тоже интересная история получилась. Предложили купить ростовую куклу бобра. Взял не глядя. Дома открываю коробку, а в ней американская морская свинка! И зачем, скажите, американская свинка на «Поморских играх»? Я обратился за помощью к своей знакомой, и сшили мы с ней собаку Улыбаку. А сейчас этот шалун участвует в мероприятиях, поднимает всем настроение.
— Ваша семья вас поддерживает?
— Большую роль в моей жизни сыграла моя старшая сестра. Она более тридцати лет работала директором школы. Сестра была для меня примером, и я с детства знал, что стану тренером. Моя семья живет в Твери, но даже на расстоянии они очень меня поддерживают. В 2013 году сын приехал ко мне на новогодние праздники. Проводились «Поморские игры на коньках», и был нужен человек, который сыграет оленя на коньках в костюме большой ростовой куклы. Сын выручил и увидел изнутри всю кухню проведения мероприятия. Он, конечно, был под впечатлением от размаха, красочности праздника. Ведь у нас и игры, и конкурсы, и чаепитие, радостная атмосфера. В «Поморских играх» все люди вместе – от того и душа на месте!
— Что бы вы пожелали ребятам лет пятнадцати-шестнадцати?
— В этом возрасте все — максималисты. Прошу быть более внимательными к своим родителям, прислушиваться к их мнению, ведь все идет из семьи. Иосиф Бродский говорил: «Старайтесь быть добрыми к своим родителям. Если вам необходимо бунтовать, бунтуйте против тех, кто не столь легко раним. Родители — слишком близкая мишень, дистанция такова, что вы не можете промахнуться».
Надо более тщательно выбирать свое окружение, в этом возрасте вы уже понимаете, что такое хорошо и что такое плохо. Очень многое зависит от среды, в которой находишься. Есть шуточное выражение: «Человека определяет среда, а не пятница».
А ещё обязательно хорошо учитесь! Образование — это очень важно. Вам надо сейчас выбрать свой вектор, по которому вы будете идти в будущее, прекрасное далеко. Выбрать свое дело. Я убежден в правоте слов, что если вы на своем месте, занимаетесь тем, чем хотите заниматься, к чему лежит ваша душа, то это занятие никогда не будет вас опустошать и утомлять, а напротив, станет наполнять энергией, стимулировать.
«Хочешь, чтобы вокруг было больше добра — сам совершай добро! Запомните: за все, что вы совершаете недоброе, придется расплачиваться той же монетой… Не знаю, кто уж следит за этим, но следит, и очень внимательно», — говорила Фаина Раневская, легендарная советская актриса.
Излучайте добрые чувства, и Вселенная ответит вам тем же. Красота лишь привлекает внимание, доброта завоевывает сердце...
— Сделай мне добрость!
— Давай я чаю тебе налью.
— Не, так не считается.
— А с конфеткой?
— Во-о-о-от... уже добрость пошла!
И, разумеется, надо быть выносливым человеком, это самое важное, что есть и в спорте, и в жизни. Поставить себе цель и идти к ней, несмотря на все неудачи и трудности. Главное — не сломаться. Упорные люди не впадают в уныние, если что-то пошло не так — они признают ошибку и ищут ее решение. Упорство — очень важное качество, определяющее успех в жизни. Помните, как важны терпение и дисциплина. Действуйте! Не сдавайтесь! Будут действия – появится результат. Мне вспоминаются такие замечательные, вдохновляющие слова: «В жизни побеждает не генетически одаренный парень, не тот, у которого самый большой потенциал, в ней побеждает человек с самым большим упорством. Ему всегда хочется подняться и идти на это снова и снова, и этим парнем должен быть ты!»
У меня есть просьба к читателям: ребята, если у вас есть задумки по конкурсам, пусть даже самые неожиданные идеи, вы присылайте их мне!
— Большое спасибо вам, Константин Николаевич, за беседу! Желаем дальнейших успехов в работе, творческих сил, счастья, благополучия, здоровья вам и вашим близким!
— Благодарю за добрые слова! И вот настал момент прощания, будет краткой моя речь. Говорю вам: «До свидания! До счастливых новых встреч!» На «Поморских играх». Вся наша жизнь — это движение, а движение — это жизнь! Играйте и наслаждайтесь. Верьте, и оно прибудет… Хорошее настроение и бодрость духа! В «Поморские игры» играют семьи, детвора, молодежь, и лучшего занятия не найдешь!