Возникновение монастырей - это всегда результат огромной силы воли и духа людей, которых не остановили трудности, не испугали могучие силы природы. Эти величественные сооружения начинают свою жизнь с того, что в безлюдное место приходит отшельник, живет в уединении в землянке, постепенно вокруг него образуется община, выстраивается сначала деревянная обитель, затем — каменная, хозяйство растёт, и вновь кто-то из братии получает благословение от игумена на пустынножительство...

Об истории. История Александро-Ошевенского монастыря прошла похожий путь развития, начиная с 1460-х годов. Он был основан преподобным Александром Ошевенским (в миру - Алексей), который в юношеском возрасте принял постриг в Кирилло-Белозерском монастыре. По совету своего отца, переселившегося на каргопольские земли, преподобный Александр пришёл к реке Чурьюге и здесь, недалеко от Каргополя, на месте дикого леса, устроил пустынь. Строительство вёл его отец — Никифор Ошевень. Первый храм в честь святителя Николая был построен самим преподобным.

Русский Север дарит нам благородство серебристых красок природы, учит ценить каждый тёплый день, ведь вслед за коротким летом наступает долгая зима, а вместе с ней - промозглая сырость, пронизывающие ледяные ветра, суровые морозы, иногда ниже сорока пяти градусов. В таких условиях постоянный физический труд и терпение - необходимые союзники человека. Они помогают ему как на этапе возведения монастыря, так и после того, когда люди начинают в нём жить и работать.

Для обогрева храма и кельи требуется заготовить огромное количество дров. А что делать человеку, чтобы земля подарила ему свои щедрые плоды? Голод был постоянным спутником обителей. Русский Север — зона рискованного земледелия, быстротечное лето не всегда позволяло вовремя взойти и вызреть урожаю, а капризная погода с засухами и наводнениями только добавляла трудностей.

Преподобный Александр умер в 1479 году. Вместе с его уходом обитель пришла в запустение, в ней осталось только 5 пожилых монахов. Почти десятилетие она была лишена хозяина, и только в 1488 году в игумены монастыря был возведён сын местного священника Максим, управлявший обителью до 1531 года. При нём возросло число братии, увеличились монастырские земельные владения, была построена ещё одна церковь в честь Успения Богородицы.

О чуде. Предания хранят воспоминания о событии, которое произошло на праздник святителя Николая Чудотворца (6 декабря по старому стилю). Обычно это время сильных Никольских морозов, когда прочно замерзают реки, налаживается санный путь и на противоположный берег в Каргополь везут рыбу для продажи. В этот день братия Ошевенского монастыря ждёт в гости множество паломников, купцов. Но однажды именно в этот день в окрестностях Каргополя случилась внезапная оттепель, лёд на реках стал непрочным, и, несмотря на праздник, из-за распутицы никто не приехал. В монастыре было скудно и голодно. Игумен Максим так расстроился, что даже решил не служить всенощное бдение и ушёл в свою келью. Поздно ночью в сонном видении игумену явился основатель обители, преподобный Александр и повелел служить праздничную службу. Игумен благословил пономаря печь просфоры, а сам стал молиться. Всю ночь бушевала буря, шёл снег, а наутро ударил мороз, и река твёрдо стала. К монастырю съехалось множество гостей, обозы с рыбой стояли на противоположном берегу реки. Игумен повелел звонить в колокола, созывая всех к заутрене. Купцы, пришедшие на службу, дали «множество рыб от всякого рода их, малых и великих, свежих и просолных», и монастырь был спасён от голода.

Подвижники монастыря. Ошевенская обитель имела громадное значение для местного края и воспитала шесть обителей. Из её стен вышло немало основателей северных монастырей: преподобный Пахомий Кенский (бывш. Кенский монастырь), воспитавший Антония Сийского (Троицкий Сийский монастырь; преподобный Кирилл, основатель Сырьинской обители, Никодим Кожеозерский, Нифонт Кожеозерский, неизвестные основатели Вознесенской, Макарьевской и Спасской пустынь, и другие подвижники, основавшие давно уже не существующие обители. Из этой же обители вышли и такие подвижники благочестия, как преподобные Иона Каргопольский, Евфросин Курженский и Макарий Высокоезерский. В духовной связи с преп. Александром находилась обитель св. Дамиана Юрьегорского.

Наши дни. За свою историю монастырь несколько раз претерпевал пожары и разорения. До наших дней сохранились некоторые постройки, которые окружают невысокие стены с четырьмя башнями по углам. Среди уцелевших сооружений - Святые ворота и корпуса, построенные в стиле провинциального ампира, часть белокаменного Успенского собора с приделом в честь Сретения Господня и высокой массивной колокольней, а также надвратный Никольский храм. В настоящее время в нём проходят службы, а значит жизнь обители продолжается, пройдя сквозь века.

2

Вид собора и Никольской церкви с юга. Литография 1845 года из книги И.И.Пушкарева "Описание Олонецкой губернии". Фото ргаvtrеbа.ru

«А знаете ли вы, что...»

3

Различия вида фелоний священников северных и южных краёв связано с погодой? Русская фелонь имеет жесткий стоячий трапециевидный ворот, а греческая свободно лежит на плечах. Стоячее оплечье русской фелони появилось благодаря холодным зимам: оно хорошо защищает от сквозняков.

В некоторых храмах зимой службы совершаются лишь в одном пределе, а остальную часть здания закрывают или заколачивают? Это связано с тем, что зимой очень трудно отопить весь храм целиком.

Фелонь - богослужебное облачение священника. Древняя фелонь имела форму длинной до пят одежды с прорезью для головы, без рукавов.

Задание.

Дорогой читатель! Ты уже прочитал нашу статью про Александро-Ошевенский монастырь? Теперь мы предлагаем тебе узнать, какие типы монашеских обителей существуют в православной традиции. Ниже мы предлагаем описание монастыря и зашифрованный ребус, разгадав который, ты узнаешь его правильное название. Вот некоторые правила шифровки, которые помогут выполнить это задание:

Запятые показывают, что у слова, которое изображает картинка, нужно убрать букву.

Если одна или несколько букв стоят слева или справа от картинки, значит их нужно добавить к слову в начале или в конце.

Знак «=» между двумя буквами означает, что букву из слова на картинке нужно заменить на ту, которая стоит после «=».

Если одна буква, слог или слово стоит над другим, читать их надо с предлогами «НАД» или «ПОД».

В одну букву вписана другая - в этом случае используем предлог «В».

Типы монастырей

1. Это самый значимый и масштабный монастырский комплекс. С греческого языка оно переводится как «многолюдный монастырь» или «улица».

4

2. Это небольшие по площади монастыри, основанные на расстоянии от крупных населенных пунктов. Это может быть жилье одинокого монаха-отшельника, а также монастырь, находящийся под управлением более крупной обители. Монахи, проживающие в них, следуют более строгим обетам.

5

3. Эта постройка напоминает слово, разгаданное под № 2. Она располагается в незанятой никем местности. В перспективе может разрастись до монастыря, но все равно сохранит свое название, чтобы все помнили, с чего все начиналось.

6

4. Это монашеская община, которая находится за пределами основного монастыря. Как правило, их располагают в городах, и они находятся в подчинении у архиерея. Среди основных направлений деятельности - обязанности по приему паломников и сбору пожертвований. Если они размещаются на сельхозугодьях, то послушники занимаются выращиванием овощей и фруктов.

7

TPL_BACKTOTOP