Благодаря родителям!
Своё детство Прокофьев провёл на Украине в имении богатого помещика Сонцова, где его отец занимал место управляющего. Серёжа рос в атмосфере беззаветной любви. Блестяще образованные родители придавали большое значение развитию единственного сына, поделив между собой преподавание. Отец, Сергей Алексеевич, агроном по профессии, взял на себя русский язык, арифметику, географию и историю.
Мать, Мария Григорьевна, окончившая гимназию с золотой медалью, обучала мальчика иностранным языкам, музыке, а также Ветхому и Новому Заветам. Это была энергичная женщина, которая ради Серёженьки была готова на всё! Когда в столице не смогли найти гувернантку с «приличным» произношением французского, мать отправилась из Петербурга в Варшаву, за тысячу километров, в специальную контору, где можно было подыскать в гувернантки француженку. Она нашла там молодую, 17-ти лет Louise Roblin. Та, в свою очередь, мечтала о работе в России, но рассчитывала попасть в столицу, а не в какую-то глушь... Тем не менее, мать Прокофьева, женщина умная, произвела на неё впечатление и в январе 1899 года у Серёжи появилась настоящая французская гувернантка, ни слова не знавшая по-русски.
Именно мать привила Серёженьке любовь и интерес к музыке, став его первым учителем. Вот что вспоминает в своей автобиографии Прокофьев: «Мать любила музыку, отец музыку уважал. <...> Она недурно играла на рояле, а деревенский досуг позволял ей посвящать этому делу сколько угодно времени. <...> Перед людьми играть она боялась. Но у неё было три достоинства: упорство, любовь и вкус. Мать добивалась возможно лучшего исполнения разучиваемых вещей, относилась к работе любовно и интересовалась исключительно серьёзной музыкой. Последнее сыграло огромную роль в воспитании моего музыкального вкуса: от рождения я слышал Бетховена и Шопена и в двенадцать лет помню себя сознательно презирающим лёгкую музыку. Когда мать ждала моего появления на свет, она играла до шести часов в день: будущий человечишка формировался под музыку. <...>
Занятия на рояле мать начинала с упражнений Ганона и этюдов Черни. Вот тут и я старался примоститься к клавиатуре (Прокофьеву было 4 года - П.Б.). Мать, занятая экзерсизами в среднем регистре, иной раз отводила в моё пользование две верхних октавы, по которым я выстукивал свои детские эксперименты. Довольно варварский ансамбль на первый взгляд, но расчёт матери оказался правильный, и вскоре дитё стало подсаживаться к роялю самостоятельно, пытаясь что-то подобрать. Мать обладала педагогической жилкой. Незаметно она старалась направить меня и объяснить, как надо пользоваться инструментом».
Через пять лет появилось и первое «сочинение» маленького Серёжи - небольшая пьеска «Индейский галоп», записанная по слуху мамой. В 9 лет, под впечатлением от просмотра оперы «Фауст» и балета «Спящая красавица» в Санкт-Петербурге, он написал свою детскую оперу «Великан». Затем в Сонцовку для занятий с Серёжей был привезён начинающий композитор Рейнгольд Глиэр. Уже к 1904 году, при поступлении в Петербургскую консерваторию, Серёжа представил комиссии две папки своих сочинений, содержавших четыре оперы, две сонаты, симфонии и фортепианные пьесы. Так начиналось становление выдающегося русского композитора и пианиста Сергея Сергеевича Прокофьева, создателя совершенно нового музыкального языка и новаторского стиля, повлиявшего на дальнейшее развитие всего музыкального классического искусства.
Рекомендуем к прослушиванию:
- "Вставайте, люди русские!" из кантаты "Александр Невский"
- "Монтекки и Капулетти" из балета "Ромео и Джульетта".
- Концерт для скрипки с оркестром №1, ре мажор.
- Марш из оперы "Любовь к трём апельсинам".
- "Вальc" и "Фея зимы” из балета "Золушка".
- Токката ре минор ор.11