Во времена Второй мировой войны, 15 августа 1943 года, в здание итальянского монастыря Санта-Мария-делле-Грацие попал снаряд. Разрушилось всё, кроме одной стены трапезной, той самой, на которой Леонардо да Винчи в 1495 году создал своё знаменитое творение - роспись «Тайная вечеря». Истинная красота оказалась бессмертна.
Спустя столетия, она продолжает завораживать туристов, которых не пугают трудности, ведь увидеть шедевр не так просто. Монастырь не рассчитан на большой поток посетителей, поэтому одновременно в здании рядом с работой могут находиться до 25-ти человек и не более 15 минут. Перед этим они должны пройти через несколько камер фильтрации загрязнения и влажности. Кроме того, билеты необходимо заказывать заранее, минимум за пару месяцев. Зато вы прикоснётесь к великой тайне истинного гения, с 1980 года объявленное объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Натура гения проявляла себя во всём. В том числе и в технологии создания этого масштабного произведения искусства, размером 460 на 880 см. По сути дела, «Тайная вечеря», часто называемая фреской, таковой не является. Ведь фреска пишется быстро, по мокрой штукатурке, а Леонардо да Винчи разработал особый состав грунта, чтобы краски были ярче, чтобы работать обстоятельно, без суеты.
Великий замысел требовал серьёзного подхода. Перспектива работы сделана настолько мастерски, что, глядя на произведение, вы как будто попадаете в трёхмерное пространство, ощущаете себя там, рядом с Иисусом Христом и его учениками. Для создания такого эффекта Леонардо да Винчи пригодились инструменты, вовсе не связанные с красками. Он забил в стену гвоздь, привязал к нему верёвку, с её помощью сделал необходимые отметки и только потом начал создавать персонажей.
Рассказ о каждом из героев в этой работе может длиться бесконечно. Дело не только в том, что все они - апостолы, возвестившие Слово Божье людям, живущим на земле. «Тайная вечеря» - это изображение крайне напряжённого момента - последней трапезы Иисуса Христа с учениками перед тем, как он будет схвачен, а позже - распят.
«Истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня» - говорит Иисус Христос, и зритель может увидеть реакцию каждого из апостолов: шок, гнев, удивление, вопрошание...
Сложнее всего художнику дались образы Иисуса Христа и Иуды, два персонажа, воплощающие крайние качества ДОБРА и ЗЛА. По легенде, он долго не мог отыскать подходящих моделей. Но однажды живописец увидел одухотворённого и красивого юношу, который пел в церковном хоре. Художник сразу понял: это и есть воплощение Иисуса для «Тайной вечери».
А вот найти образ Иуды художнику по-прежнему не удавалось. Прошло три года и однажды Леонардо да Винчи повстречал пьяного мужчину, лежавшего в канаве. Этот человек даже не понял, чего от него хотят, не соображал, что находится в мастерской художника. Но, когда Леонардо завершил свой эскиз, мужчина подошёл к работе и твёрдо заявил, что он её уже когда-то видел. Этого не могло быть! Ни один зритель, кроме позировавших моделей, не мог с ней познакомиться. И тут гость мастерской вспомнил, что три года назад, когда он пел в церковном хоре, к нему подошёл какой-то художник с предложением написать с него Иисуса Христа. Так, удивительным образом, созданию двух кардинально противоположных личностей помог один и тот же человек в разные периоды своей жизни.
Так мы устроены: в каждом из нас идёт непрестанная борьба, мы делаем множество выборов, которые либо приближают нас к Богу, либо, наоборот, отдаляют от него. К сожалению, прекрасный юноша из церковного хора свернул не на ту тропу. Но именно он, ошибающийся человек, дважды помог мастеру воплотить своё творение, которое не смогли разрушить даже вражеские снаряды.
Вопрос:
Некоторые исследователи предполагают, что в одном из апостолов Леонардо да Винчи изобразил самого себя. Как ты думаешь, в ком именно?