Святой праведный Иоанн Кронштадтский, в миру Иоанн Ильич Сергиев, родился в селе Сура Пинежского уезда (района) Архангельской губернии (области) в семье бедного дьякона Илии Михайловича и его жены Феодоры 19 октября (1 ноября) 1829 года и был назван в честь преподобного Иоанна Рыльского. Дед отца Иоанна был священником, как и многие предки по отцовской линии, на протяжении минимум 350 лет.

Батюшка воспитывался в благочестиии любил молитву. В девять лет он был отправлен на обучение в Архангельское училище. Но грамота святому давалась очень нелегко. По ночам он вставал на молитву и просил Господа помочь уразуметь пройденное. Большую отраду приносила отцу Иоанну ночная молитва. «В короткое время я продвинулся настолько, что перестал уже быть последним учеником. Чем дальше, тем лучше успевал я в науках и к концу курса одним из первых был переведен в Семинарию» вспоминал потом батюшка.

2В 1851 году Иоанн Сергиев с отличием окончил семинарский курс и был переведен в Петербургскую Духовную Академию, которую окончил через четыре года со степенью кандидата богословия. Однажды святой увидел чудесный сон: будучи священником он служит в каком-то неизвестном соборе. Приняв этот сон за откровение от Бога и указание пути, Иоанн Сергиев отказался от преподавательской деятельности в стенах Академии. Вскоре ему была предложена должность священника в Андреевском соборе Кронштадта. Когда Иоанн впервые вошел в Андреевский собор, то был поражен тем, что именно этот храм с необыкновенной ясностью он видел во сне. Тогда он понял, что Сам Бог назначил ему священствовать в этой церкви.

Позже Иоанн женился на Елизавете Константиновне Несвицкой, отец которой, протоиерей Константин Петрович Несвицкий, служил в Кронштадте ключарем Андреевского собора. 12 декабря 1855 года был рукоположен в священники. Здесь, в Кронштадте, в течение 53 лет и протекала вся последующая жизнь отца Иоанна.

Кронштадт в то время был местом высылки из столицы убийц, воров и прочих уголовных преступников. Кроме того, там было много чернорабочих, трудившихся главным образом в порту. По большей части все они ютились в жалких лачугах и землянках, попрошайничали, пьянствовали. Среди таких людей и начал дивный подвиг самоотверженного пастырского делания отец Иоанн. Жил он со своей женой как брат с сестрой, полностью отдавая себя служению Богу и людям. Все средства тратились на нужды больных и сирот. В 1874 году он основал при Андреевской церкви православное христианское братство «Попечительство святого Апостола Андрея Первозванного». Также в 1882 году при участии неравнодушных горожан открылся Дом трудолюбия в 4 этажа, прекрасно оборудованный, с домовой церковью во имя святого Александра Невского. Здесь были устроены рабочие мастерские, в которых работали в течение года до 25 тыс. человек, женские мастерские, вечерние курсы ручного труда, школа на 300 детей, детский сад, сиротский приют, народная столовая с небольшой платой, библиотека, бесплатная лечебница, воскресная школа и многое другое.

Архангельская духовная семинария — среднее духовное учебное заведение Русской православной церкви, существовавшее в 1723—1920 годы. Семинария находилась в различных зданиях в Холмогорах и Архангельске. В 1771 году окончательно была переведена в Архангельск, с 1799 состояла при Михаило-Архангельском монастыре. В 1811 построено двухэтажное здание семинарии между ул. Архиерейской (нынешняя ул. Урицкого) и монастырской (сейчас Смольный Буян). В 1908 было начато строительство трехэтажного корпуса, в настоящее время являющегося одним из корпусов САФУ. В 2003 году в здании университета был освящен домовый храм в честь святого Иоанна Кронштадского, а в апреле 2018 года возрожден семинарский храм святого апостола Иоанна Богослова.

3В 1888 году заботами и трудами отца Иоанна был построен ночлежный дом, в 1891 году — странноприимный дом. Помощь оказывалась всем нуждающимся, независимо от их социальной и религиозной принадлежности.

4Отец Иоанн старался совершать Божественную Литургию каждый день, кроме тех дней, когда был в пути или болен, и призывал всех прихожан как можно чаще приступать к Божественному Причащению. На иконах святой изображается с причастной Чашей в руках.

Своей святой жизнью, смирением и непрестанной молитвой отец Иоанн снискал дар исцеления и прозорливости. По его молитве совершалось множество дивных чудес. Исцелялись бесноватые, прозревали слепые, были засвидетельствованы случаи воскрешения умерших. Удивительны заочные исцеления по письмам и телеграммам, которые сотнями приходили в Кронштадт. Духом Святым отец Иоанн прозревал то, что происходило за много сотен километров. Ему часто было открыто прошлое, настоящее и будущее людей, которых он видел впервые. Однажды, служа литургию в церкви московского военного учреждения, отец Иоанн неожиданно подошел к одному офицеру и, не сказав ни слова, поцеловал его руку. Молодой офицер, и не помышлявший тогда о священстве, впоследствии стал святым подвижником, Оптинским старцем Варсонофием.

Подобно великим российским святым, преподобным Сергию Радонежскому и Серафиму Саровскому, Иоанн Кронштадтский удостаивался несколько раз посещений Самой Пресвятой Владычицы Богородицы, описанных им в своем дневнике. Записи этого дневника составили замечательную книгу, изданную под заглавием «Моя жизнь во Христе». Кроме того, вышло несколько томов проповедей отца Иоанна.

5Каждый год летом отец Иоанн посещал свою родину – Суру. Из Кронштадта до Суры ему нужно было преодолеть более полутора тысяч верст: по Неве, Ладоге, Свири, Мариинской водной системе, по Сухоне, Двине до Архангельска, а потом по Пинеге до Суры. Поездки представляли немало трудностей. Узкие каналы, порожистые реки, прохождение по Кубенскому озеру, которое славилось штормовыми ветрами – все это требовало как лоцманского искусства, так и бесстрашие пассажиров. На свой пароход «Св. Николай Чудотворец», построенный в 1898 году, отец Иоанн пересаживался в районе Кубенского озера.

Особую трудность представляло плавание по мелководным северным рекам, особенно по Пинеге, из-за большого количества песчаных отмелей и обмеления реки в жаркие летние месяцы. Отправляясь в Суру, отец Иоанн обычно дожидался времени максимального подъема воды. Несмотря на это, в поездке ему часто приходилось пересаживаться и на лошадей.

Это были не просто путешествия на родину, длившиеся около полутора месяцев, но целые миссионерские поездки, где каждый день пароход причаливал к новой деревне или городу, и служились литургии, молебны, отец Иоанн общался с людьми, исцелял больных, жертвовал деньги на строительство храмов, бедным и сиротам.

6Часто батюшка ходил в своей старенькой любимой соломенной шляпе. Точно юноша, мчался он в кибитке по родной земле, ласково кивая и улыбаясь всем своей доброй чарующей улыбкой. Сколько чудес происходило по его молитвам: пошел дождь после трехмесячной засухи и прекратил пожар в селении Ягрыши в 120 верстах от Котласа; ушли крысы и змеи в Пинежском районе, их там и поныне нет; ожил не родившийся младенец во утробе матери, и роды разрешились благополучно. И никого отец Иоанн не оставлял без внимания. Заботясь о родном крае, он основал здесь женскую обитель во имя святого апостола Иоанна Богослова, воздвиг в Суре благолепный каменный приходской храм, построил здание для церковноприходской школы и многое другое. Вся грамотная Россия знала до сих пор на севере Холмогоры — родину великого русского ученого Ломоносова. Теперь вся православная Россия знает и Суру — родину досточтимого своего пастыря!

9 декабря 1908 года отец Иоанн отслужил последнюю литургию в Андреевском соборе. Угоднику Божию был открыт день его кончины. Ранним утром 20 декабря он последний раз причастился. Дыхание его становилось все тише и тише. Отец Иоанн Орнатский начал читать канон на исход души. Когда он окончил, отец Иоанн лежал неподвижно, руки были сложены на груди. Так, мирно и безмятежно, великий пастырь предал свой дух Богу. Похоронен батюшка в Иоанновском монастыре Санкт-Петербурга, в небольшом подземном храме-усыпальнице, освященном в честь Пророка Илии и царицы Феодоры — небесных покровителей родителей святого. Канонизирован отец Иоанн Кронштадтский в 1990 году.

А знаете ли вы?

Что в христианской церкви с конца II века вплоть до IV века события Рождества вспоминались в день Богоявления — 19 января. Первые сообщения о появлении отдельного праздника Рождества и праздновании его 7 января относятся к середине IV века.

TPL_BACKTOTOP