Мы привыкли делить чувства на «плохие», «негативные» и «хорошие», «позитивные». «Хорошие» чувства испытывать приятно: радость, любовь, восторг, удовольствие. А «плохие» неприятно. К «плохим» обычно относят гнев, злость, ненависть, раздражение, боль, страдание, тоску, разочарование, чувство вины, стыд, отвращение, страх, тревогу, беспокойство. «Плохие», «негативные» чувства не просто неприятно испытывать, часто они находятся под запретом с самого детства.
«Ты что такой угрюмый?» «Разве можно злиться на бабушку!» «Ну что ревешь как девчонка, совсем и не больно!» «Я же говорила тебе! А ты не слушал!» «Нечего от каши нос воротить – ешь давай, или сейчас сама кормить буду!» «Это не страшно, не придумывай, иди давай!» Ребенок боится злиться, потому что боится обидеть, расстроить или рассердить маму. И разучается злиться совсем, становится постоянно милым и уступчивым. Ребенок делает вид, что не боится, чтобы не выглядеть трусом. И приучается игнорировать страх. Ребенок делает вид, что ему не больно и учиться не полагаться на свои чувства. Человек, который игнорирует, подавляет какое-то одно свое чувство тратит очень много энергии на то, чтобы его не показывать. Особенно, если чувство «стыдное» – например, взрослому, серьезному предпринимателю кажется недопустимым показывать страх или боль. Милой и трогательной девушке – злость или раздражение. Чтобы «сохранить лицо» требуется большое эмоциональное напряжение, которое выливается в чувство усталости, затяжной стресс, потерю интереса к жизни. Игнорирование определенных чувств ведет к «однобокому» развитию: постоянно заискивающий приятель не может постоять за себя, безрассудно смелый экстремальщик часто рискует своей жизнью, бесчувственный ловелас боится боли и избегает длительных отношений, беспринципный мошенник избегает чувства вины и стыда, а также и искренности, честности в отношениях, легкомысленная и беспечная девушка часто попадает в неприятные ситуации, т.к. игнорирует тревогу и страх.
Любые эмоции и чувства нужны нам для того, чтобы реагировать на то, что происходит с нами и вокруг нас, находить адекватный способ действия и приспосабливаться к меняющимся условиям максимально продуктивно.
Злость, чтобы не разочаровываться в себе.
Гнев нам нужен, чтобы защищать себя и свои границы.
Тревога помогает предвосхитить опасность, а также мобилизовать ресурсы в случае неожиданной ситуации.
Страх нам нужен чтобы реагировать на опасность
Разочарование, чтобы освободиться от иллюзий.
Чувство вины нужно нам, чтобы возместить причиненный ущерб и исправить ситуацию.
Боль сообщает нам что что-то не так, нужно что-то делать.
А знаете ли вы? Почему, если прообразом Санта-Клауса является святитель Николай Чудотворец, подарки мы получаем на Рождество, а не в день его памяти? Санта – «святой», Клаус – «Николай», это Николай Чудотворец, известный людям своей благотворительностью – помощью в виде тайных подарков бедным, имеющим детей. Первоначально в странах Европы 6 декабря, в день святого Николая по церковному календарю, было принято дарить детям подарки от его имени. Однако в период Реформации (католическое церковно-политическое движение в Европе), когда не одобрялось почитание святых дарителем подарков стал младенец Христос, и день их вручения был перенесён на праздник Рождества Христова, на время рождественских ярмарок. В период Контрреформации подарки детям снова стали вручаться от имени святого Николая, однако день решили оставить уже новый – 25 декабря, на Рождество Христово. |