Иллюстрация: Андрей Рублёв. Рождество Христово. Икона, 15 век, Благовещенский собор Московского Кремля.

Сюжет

Повествование евангелистов Луки и Матфея, относящееся к разным периодам времени, визуально располагается на иконе в одной плоскости. Действительно, на иконе мы видим события, которые происходили не только во время, но также до и после рождения Иисуса Христа. Это путь волхвов к месту рождения Мессии, их беседа с царем Иродом, избиение младенцев, бегство святого семейства в Египет, сомнения Иосифа в истинности бессеменного Рождества, омовение новорожденного младенца Христа, песнь Ангелов и поклонение пастухов.

Многие искусствоведы (в основном светские) связывают этот факт с отсутствием понимания построения перспективы, которое сформировалось в живописи лишь в эпоху Возрождения. Однако есть и другое, богословское объяснение: мастера иконописи воспринимают время не с позиций мирских, а с точки зрения Создателя, существующего вне времени, над ним. И одна плоскость изображения – это возможность показать непривязанность к земному времени, единовременность происходящего с точки зрения предвечного Бога.

Звезда

Вифлеемская звезда, указывающая путь к Богомладенцу Христу – ось изображения. Блаженный Феофилакт Болгарский (втор. пол. XI — нач. XIIв.) прямо называет чудесную звезду «божественной и ангельской силой».

Богоматерь с Младенцем

В центре композиции праздника – Богоматерь с Младенцем. Мы видим Ее возлежащей на земной твердыне ярко-красного цвета (киноварь) перед входом в пещеру. Цвет ложа трактуется довольно широко: это и Воскресение, и искупление грехов, и материнская любовь.

Внутри пещеры изображены ясли с Богомладенцем Христом. Цвет пелен Младенца всегда белый. Он контрастирует с зияющей чернотой пещеры – символом зла, адской бездны, грехом.

Цветовое противопоставление в этом фрагменте иконы – символ вечного противоборства света и тьмы, добра и зла, греха и праведности. Сюжет перекликается со строками из Священного Писания: Свет во тьме светит, но тьма не объяла его» (Ин 1:5). Христос в своем человеческом воплощении соединился с человеческой природой, но не с грехом, поэтому чернота пещеры не может поглотить его.

Часто иконописцы придают лику Младенца особую выразительность, иногда у Него строгий, либо наоборот бесстрастный взгляд, иногда с оттенком скорби. Лики на иконах всегда несут в себе покой, поскольку мудрость пребывает в тишине и покое.

2Почему же глава Богородицы отвернута в сторону от Младенца? Она обращена к человечеству, имея особую силу любви, дарованную Ей Божественным Сыном.

Небо

В верхней части иконы изображены волхвы, которые движутся навстречу Вифлеемской звезде, и пастухи, первыми услышавшие ангельское славословие. Изображение ангелов получило широкое распространение с VIII-IX вв., причем в последующие столетия неуклонно росло их количество – если сначала изображались две-три фигуры, то в поздних русских памятниках мы видим уже целое небесное воинство. Это символ неба, радующегося воплощению Бога.

Волхвы

Сцена поклонения волхвов символизирует обращение ко Христу языческих народов из далёких стран. Традиционно изображается 3 волхва – три этапа жизни человека: молодость, зрелость и старость, воплощая мысль о том, что в любой период своей жизни человек нуждается в Божьей помощи, что всегда может к Нему прийти.

Пастухи

Рядом с Богомладенцем изображаются пастухи, простые люди. Согласно символико-религиозному толкованию, пастухи являются представителями человеческого рода, чьи души очищены от дурных мыслей и желаний, что символизирует кратчайший путь к Богу.

Животные

Рядом с яслями новорожденного Иисуса находятся вол и осел — символы иудейского и языческого народов, которым Иисус принес освобождение. Они согревают Младенца своим дыханием. Появление на иконе этих животных — следование библейским текстам: …вол знает владетеля своего, и осел ясли господина своего…а Израиль не знает [Меня], народ Мой не разумеет» (Ис.1:3).

В нижней части – заботы земного мира: омовение Младенца, сомнения Иосифа. Земное и небесное начала, разграниченные композиционно, представляют собой единое повествование.

Фигура старца

В нижней левой части иконы мы видим загадочную фигуру старца в шкурах, беседующего с печальным Иосифом. В образе старца в шкурах изображается дьявол, искушающий Иосифа о девстве Богоматери. Чаще всего он опирается на клюку или посох, иногда на нем головной убор в виде шляпы.

Сцена омовения

Сцена омовения Новорожденного вошла в иконографию несколько позднее и по-видимому, дидактически напоминает о крещении христианских детей.

Дэннис Моулсби

Известный американский прозаик и поэт. Его стихи и рассказы изданы во многочисленных журналах и сборниках. Он живет в маленьком городе Эймсе, штат Айова и радует читателей своими удивительными, чуткими и красочными произведениями.

 
Dennis Maulsby
«Children»
Дети
(перевод Анна Чухарева-Худилайнен)
Clustered in and around
a brown leather recliner,
the family children
gather for a story before bed.
A girl-child in furry-footed pajamas
rests her cheek on a wool-robed arm.
Eyes half-closed, images a slow ballet
in her mind to the rhythm of the words.
Stretched out on the rug,
chin near slippered feet,
a dog-child twitches an ear
when he recognizes a word or two.
Curled head to tail,
a cat-child soaks-up lap-warmth,
remembers earlier shared milk and cookies
weaves a purring spell around the
group.
On a nearby table
a fish-child floats at tank-side,
watches the flash of colored pages,
feels the vibrations of a gentle voice.
The father-child reads a story
about a long-ago time in a far away
stable
when humans and animals were
children together,
safe and at peace in the glow of the Christ Child.
Рассевшись кто где
У кресла в гостиной,
Дети
Послушать пришли вечерний рассказ.
Малышка-девчушка в тапках мохнатых
Щеку рукой подпирает.
Глаза её тяжелы. Образы в медленном танце,
В ритме прочитанных слов.
На коврике, мородой в хозяйские
ноги уткнувшись, —
Собака-малыш.
Дёргает ухом, услышав знакомое
слово.
На коленях, свернувшись в плотный колачик, —
Кошка-малыш.
Теплом наслаждаясь, лелеет вкус
молока,
Колдовское мурчание разлито вокруг.
На столике рядом —
Рыбка-малыш у стекла.
Видит яркие пятна страниц,
Вибрации мягкого голоса воду
волнуют.
Папа-малыш Читает
Про то, как в давнюю ночь
Люди и звери встречали,
Как дети, Сияние Младенца Христа.

 

TPL_BACKTOTOP