Иллюстрация: Андрей Рублёв. Рождество Христово. Икона, 15 век, Благовещенский собор Московского Кремля.
Сюжет
Повествование евангелистов Луки и Матфея, относящееся к разным периодам времени, визуально располагается на иконе в одной плоскости. Действительно, на иконе мы видим события, которые происходили не только во время, но также до и после рождения Иисуса Христа. Это путь волхвов к месту рождения Мессии, их беседа с царем Иродом, избиение младенцев, бегство святого семейства в Египет, сомнения Иосифа в истинности бессеменного Рождества, омовение новорожденного младенца Христа, песнь Ангелов и поклонение пастухов.
Многие искусствоведы (в основном светские) связывают этот факт с отсутствием понимания построения перспективы, которое сформировалось в живописи лишь в эпоху Возрождения. Однако есть и другое, богословское объяснение: мастера иконописи воспринимают время не с позиций мирских, а с точки зрения Создателя, существующего вне времени, над ним. И одна плоскость изображения – это возможность показать непривязанность к земному времени, единовременность происходящего с точки зрения предвечного Бога.
Звезда
Вифлеемская звезда, указывающая путь к Богомладенцу Христу – ось изображения. Блаженный Феофилакт Болгарский (втор. пол. XI — нач. XIIв.) прямо называет чудесную звезду «божественной и ангельской силой».
Богоматерь с Младенцем
В центре композиции праздника – Богоматерь с Младенцем. Мы видим Ее возлежащей на земной твердыне ярко-красного цвета (киноварь) перед входом в пещеру. Цвет ложа трактуется довольно широко: это и Воскресение, и искупление грехов, и материнская любовь.
Внутри пещеры изображены ясли с Богомладенцем Христом. Цвет пелен Младенца всегда белый. Он контрастирует с зияющей чернотой пещеры – символом зла, адской бездны, грехом.
Цветовое противопоставление в этом фрагменте иконы – символ вечного противоборства света и тьмы, добра и зла, греха и праведности. Сюжет перекликается со строками из Священного Писания: Свет во тьме светит, но тьма не объяла его» (Ин 1:5). Христос в своем человеческом воплощении соединился с человеческой природой, но не с грехом, поэтому чернота пещеры не может поглотить его.
Часто иконописцы придают лику Младенца особую выразительность, иногда у Него строгий, либо наоборот бесстрастный взгляд, иногда с оттенком скорби. Лики на иконах всегда несут в себе покой, поскольку мудрость пребывает в тишине и покое.
Почему же глава Богородицы отвернута в сторону от Младенца? Она обращена к человечеству, имея особую силу любви, дарованную Ей Божественным Сыном.
Небо
В верхней части иконы изображены волхвы, которые движутся навстречу Вифлеемской звезде, и пастухи, первыми услышавшие ангельское славословие. Изображение ангелов получило широкое распространение с VIII-IX вв., причем в последующие столетия неуклонно росло их количество – если сначала изображались две-три фигуры, то в поздних русских памятниках мы видим уже целое небесное воинство. Это символ неба, радующегося воплощению Бога.
Волхвы
Сцена поклонения волхвов символизирует обращение ко Христу языческих народов из далёких стран. Традиционно изображается 3 волхва – три этапа жизни человека: молодость, зрелость и старость, воплощая мысль о том, что в любой период своей жизни человек нуждается в Божьей помощи, что всегда может к Нему прийти.
Пастухи
Рядом с Богомладенцем изображаются пастухи, простые люди. Согласно символико-религиозному толкованию, пастухи являются представителями человеческого рода, чьи души очищены от дурных мыслей и желаний, что символизирует кратчайший путь к Богу.
Животные
Рядом с яслями новорожденного Иисуса находятся вол и осел — символы иудейского и языческого народов, которым Иисус принес освобождение. Они согревают Младенца своим дыханием. Появление на иконе этих животных — следование библейским текстам: …вол знает владетеля своего, и осел ясли господина своего…а Израиль не знает [Меня], народ Мой не разумеет» (Ис.1:3).
В нижней части – заботы земного мира: омовение Младенца, сомнения Иосифа. Земное и небесное начала, разграниченные композиционно, представляют собой единое повествование.
Фигура старца
В нижней левой части иконы мы видим загадочную фигуру старца в шкурах, беседующего с печальным Иосифом. В образе старца в шкурах изображается дьявол, искушающий Иосифа о девстве Богоматери. Чаще всего он опирается на клюку или посох, иногда на нем головной убор в виде шляпы.
Сцена омовения
Сцена омовения Новорожденного вошла в иконографию несколько позднее и по-видимому, дидактически напоминает о крещении христианских детей.
Дэннис Моулсби Известный американский прозаик и поэт. Его стихи и рассказы изданы во многочисленных журналах и сборниках. Он живет в маленьком городе Эймсе, штат Айова и радует читателей своими удивительными, чуткими и красочными произведениями. |
Dennis Maulsby «Children» |
Дети (перевод Анна Чухарева-Худилайнен) |
Clustered in and around a brown leather recliner, the family children gather for a story before bed. A girl-child in furry-footed pajamas rests her cheek on a wool-robed arm. Eyes half-closed, images a slow ballet in her mind to the rhythm of the words. Stretched out on the rug, chin near slippered feet, a dog-child twitches an ear when he recognizes a word or two. Curled head to tail, a cat-child soaks-up lap-warmth, remembers earlier shared milk and cookies weaves a purring spell around the group. On a nearby table a fish-child floats at tank-side, watches the flash of colored pages, feels the vibrations of a gentle voice. The father-child reads a story about a long-ago time in a far away stable when humans and animals were children together, safe and at peace in the glow of the Christ Child. |
Рассевшись кто где У кресла в гостиной, Дети Послушать пришли вечерний рассказ. Малышка-девчушка в тапках мохнатых Щеку рукой подпирает. Глаза её тяжелы. Образы в медленном танце, В ритме прочитанных слов. На коврике, мородой в хозяйские ноги уткнувшись, — Собака-малыш. Дёргает ухом, услышав знакомое слово. На коленях, свернувшись в плотный колачик, — Кошка-малыш. Теплом наслаждаясь, лелеет вкус молока, Колдовское мурчание разлито вокруг. На столике рядом — Рыбка-малыш у стекла. Видит яркие пятна страниц, Вибрации мягкого голоса воду волнуют. Папа-малыш Читает Про то, как в давнюю ночь Люди и звери встречали, Как дети, Сияние Младенца Христа. |